Лучшие маркетплейсы для предпринимателей
Маркетплейс по факту создался на основе интернет-магазина со своим складом, товаром, жесткой ценовой политикой, а также нежеланием делиться с другими продавцами контактами своих покупателей. Современный маркетплейс не имеет склада, не может регулировать цены и даже не имеет право скрывать своих покупателей от мерчантов.
Лучшие маркетплейсы после Covid-19:
- Wildberries
- Ozon
- Беру
- Goods.ru
- СДЭК.МАРКЕТ
- Tmall/Aliexpress
- Юлмарт
- Lamoda
- ЛеруаМерлен
Рассмотрим несколько из них более подробно, опишем особенности работы с этими маркетплейсами. Также рассмотрим самые значимые плюсы и минусы площадок. Сразу отметим, что процесс регистрации проходит электронно, необходимо прикрепить документы, а также указать свою электронную почту.
Ozon
Относится к самым старейшим интернет-магазинам нашей страны. На маркетплейсе более 5 млн. товаров, около 30 млн пользователей ежемесячно делают заказы в этом интернет-магазине. Немного меньше 50% покупателей – малые предприниматели. Во время коронавируса на Ozon пришло примерно 25 тыс. новых продавцов. В весеннее время года показатель по регистрации продавцов увеличился на 60% по сравнению с зимними месяцами.
Плюсы работы с этим маркетплейсом:
- Две схемы:
- FBO (Fulfillment by Ozon) – непосредственно продавец отправляет заказ на склад площадки.
- FBS (Fulfillment by Seller) – вы продаете непосредственно со своего склада.
- Экономите финансы на персонале. Используя в работе первую схему – FBO – мерчант не нуждается в персонале, так как заказы упаковывать на складе ему не нужно.
- Тестирование спроса. Если вы выбираете вторую систему – FBS, то у вас появляется возможность анализировать, что у вас будут покупать. То есть вы еще не занесли себе товар, однако на сайте можете зайти в личный кабинет и выставить остатки товаров. Теперь останется лишь посмотреть, как заказывают товар. Если у вас что-то заказали за сутки, причем без рекламы, то можете смело завозить этот товар. Только учтите, что если его у вас нет, но заказ есть, вам придется сделать отмену. Для рейтинга это плохо, однако 1-2 отмены не повредят.
- Не придется замораживать оборотные средства. Вторая схема работы дает возможность предпринимателю заниматься дропшипингом. В этом деле главное вовремя отправить заказ.
- Разные схемы для работы. Можно не выбирать одну из предложенных схем работы, а соединить их. Если не хотите морочить голову с мелкими товарами, то можете отправить его на склад маркета. А вот что-то ценное можно оставить у себя. Такой комбинированный подход даст возможность сохранить место на складе свободным, ведь часть товара будет находиться не у вас.
- Механизмы измерения спроса. Можно самостоятельно проанализировать, как продается товар. Для этого нужно зайти на сайт, добавить товар в корзину, уточнить количество. Площадка покажет остаток товара на складе. Такое можно делать ежедневно, заносить данные в таблицу и буквально спустя 10-14 дней уже можно отследить динамику.
- Другие маркетинговые механизмы: запуск рекламы (за 10 тыс. показов 1 тыс. рублей). Инструменты площадки настраивают эффективную рекламную кампанию. Проведение акций, общение в чатах, допродажи, отзывы и т.д.
Минусы Ozon:
- Обязательное юридическое оформление (ООО или ИП). Также придется подключиться к ЭДО. Самозанятым на этой площадке делать нечего.
- Долгая регистрация. Регистрация на Ozon может занять пару недель. Все зависит от широты ассортимента.
- Необходимы сертификаты на товар и документы на бренд. Если вы продаете товары собственного бренда, то его нужно сначала зарегистрировать. Если работаете с товарами другой известной марки, то нужно разрешение правообладателя или другие документы, подтверждающие этот факт. Можно начать работать и так, однако их могут запросить и если документы не предоставить, ваши товары будут заблокированы.
- Товары проверяются очень долго. В регламенте указано, что модерирование товаров занимает 3 суток, однако по факту около 7 дней и более. Необходимо четко заполнить все данные о товаре, так как если через 3 дня он не пройдет проверку – придется снова отправлять на модерацию.
- При работе со схемой FBS нужно четко придерживаться процесса по упаковке товаров и наклейки стикеров, которые требует Ozon. Пользователи «МоегоСклада» получают возможность использования «умной» печати, что экономит не силы и время.
- Отмена фиксированных комиссий. Создан новый алгоритм подсчета комиссий, и теперь он намного сложнее.
- Платформа сама регулирует цены. Маркетплейс проверяет цены на всех торговых площадках, и если ваша окажется выше, товар блокирует. К примеру, Ozon заметил, что на такой же товар по низкой цене есть на другом маркете – продавец должен свою цену на Ozon опустить.
- Иногда трудно вывести товар со склада. При выборе первой схемы работы, когда продавец свои товары отправляет на склад маркета, забрать их потом очень сложно. Этот процесс занимает месяцы.
- Используя схему FBS, приходится поддерживать рейтинг. Он формируется из цен и от того, как часто вы делаете отмены, и как быстро отправляете товар. Если рейтинг быстро падает, то его могут заблокировать на 4-14 дней.
- Нет базы данных покупателей. Ее нужно собирать «вручную».
«Беру»
Площадка новая, является совместным проектом «Яндекса» и «Сбербанка».
Плюсы маркетплейса Беру:
- Можно выбрать любую схему работы. Все товары находятся на складе «Беру», поставщика только управляет ими или все продавцы хранят свои товары у себя на складе, но вторая схема еще разрабатывается. От «Беру» они получают заказ – упаковывают товар и отправляют в службу доставки маркетплейса.
- Можно доставлять заказы через склад. Очень удобная схема. К примеру, продавец хочет отправить заказ в Ростов-на-Дону, он оплачивает сумму и привозит свой товар на склад в Подмосковье. Далее маркетплейс уже самостоятельно перевозит товар в нужный ему город.
- Взаимосвязь с «Яндекс.Маркетом». Если продавец уже размещал свои товары на этой площадке, то, скорее всего, их можно будет использовать и в «Беру».
- Не нужно продавцу быть владельцем бренда. Если от собственника торговой марки поступает претензия, то «Беру» направляет ее непосредственно продавцу.
- Бонусы. Площадка доплачивает продавцу за то, что он использует бонусы от «Яндекс.Маркета» и «Сбербанка».
- Удобные механизмы по работе с ценами. Площадка показывает минимальную и рекомендованную цену. Чем она будет меньше у менчанта, тем больше привилегий на рекламу.
- Дополнительные маркетинговые механизмы: акции. Зачастую площадка делает акции к событиям. Всю необходимую информацию мерчант видит у себя в кабинете, поэтому он может выбирать скидки. Отчеты «Беру» предоставляет в Excel. Можно увидеть все товары, остатки, товародвижение, финансовые расходы и т.д.
Минусы маркетплейса Беру:
- Необходимо юридическое оформление. Необходимо при регистрации ООО или ИП указывать вид деятельности «Розничная торговля». По всем правилам «Беру» не продавец, продавец – мерчент. «Беру» заключает договор с покупателем, отвечает за размещение товаров и доставку.
- Не работает площадка со взрослой одеждой, продает только детскую.
- «Беру» требует, чтобы продавец не выставлял цены на товары выше, чем на «Яндекс.Маркете». На этой площадке товары, которые выше рекомендованной на 30% будут исключены из поиска.
- На платформе при заполнении карточки товара побеждает тот, кто установил меньшую цену.
- За склад нужно платить. Платить нужно от приемки до возврата – 125 рублей за небольшой товар, если его цена более 1250 рублей или 10%, если менее 1250 рублей. Главное не менее 30 рублей. Конечно, для больших товаров цена гораздо выше.
- Нужно платить за хранение более 61 дня. 40 коп. в день – за 1 малогабаритный товар, 5 рублей в день – для крупногабаритного. Если продавец не забрал товар еще спустя 4 месяца, то тариф становится выше в 3 раза.
- Забрать товары со склада можно, но за это также изымается плата.
Goods.ru
Одна из лучших площадок для торговли. В месяц Goods.ru около 6 млн. 700 тыс. посещений в месяц, в день более 10 тыс. заказов. На этой площадке работают в день более 4,5 тыс продавцов.
Плюсы маркетплейса Goods:
- Быстрая регистрация мерчанта. Занимает около 1 суток.
- Работа по новым механизмам. У Goods.ru отсутствует склад, нет конкуренции между продавцами, нет продаж своих товаров, нет контроля цен.
- Несколько схем работы:
- Продавец отправляет товары на склад Goods.ru в сортировочный центр, далее маркетплейс доставляет товар заказчикам;
- Вторая и третья схема – площадка забирает товар у продавца и отправляет их покупателям.
- Не имеет значения, насколько масштабен бизнес у продавца. Здесь главную роль играет именно широта ассортимента. По факту осуществляет на площадке «бесконечная полка», то есть Goods.ru не пользуется складом, поэтому может работать с большим количеством разных поставщиков.
- Goods.ru – в комиссию входят все затраты. Продавец должен платить лишь за РКО, к тому же даже эта трата понижены из-за коронавируса и процентов.
- Возвращение товара без проблем и дополнительных трат. Если покупатель решил не выкупать товар, то Goods.ru возвращает его продавцу.
- Можно сделать тестовый заказ. Реально протестировать работу Goods.ru до начала сотрудничества с ней.
- Много статистики в личном кабинете. Можно посмотреть любые аналитические данные. Промониторить цены, посмотреть какой товар лучше продается, проанализировать воронку продаж. Доступна статистика по месяцам, годам.
- Огромное количество маркетинговых механизмов. На площадке есть промоинструменты, работы с отзывами. Также есть кнопка «купить» с названием мерчант. Изюминкой считаются динамические цены, то есть программа, которая помогает выбрать продавцу выгодную цену.
- Значимая компенсация за кэшбеки и бонусы продавцу. Площадка возвращает продавцу ту сумму скидки, которую уступила покупателю по акции.
- Новый проект «Закажи и забери». Смысл проекта: площадка продвигает товары через свой маркет, однако продажа осуществляется у вас. Удобно особенно для тех клиентов, которые хотят воспользоваться своими бонусными картами.
Минусы площадки Goods:
- Нужно зарегистрироваться юридически (ООО или ИП).
- Комплектацией товаров платформа не занимается. Это всё входит в обязанности продавца. После того, как на Goods.ru был сделан заказ, маркет отправляет его в личный кабинет продавца. Тот в свою очередь должен укомплектовать его и передать маркету. Заказ заберет машина Goods.ru.
- Наличие скоринга продавца. Это своего рода статистика. Можно посмотреть, сколько отказов и переносов было, время обработки заказа, а также его подготовка. Также можно отследить количество остатков и т.д.
- Склад продавца не должен находиться дальше 50 км от МКАДа. Однако, если мерчант может самостоятельно привозить свой товар в сортировочный центр, то его месторасположение значения не имеет.
«Магазин ВКонтакте» 2.0 («Товары ВКонтакте»)
Вконтакте – это отличная площадка для продаж. Причем работать здесь могут как крупные, так и мелкие предприниматели. На сегодняшний день количество посетителей растет, также увеличиваются продажи через эту социальную сеть.
Плюсы платформы Товары ВКонтакте:
- Выход в режим онлайн без наличия интернет-магазина. Отличный вариант для тех, кто еще не успел запустить сайт интернет-магазина, а в розницу продажи не идут.
- Площадка не берет комиссию. Социальная сеть берет деньги лишь за рекламу. Лишь когда «товары» будут привязаны к VK Pay, продавец будет платить комиссию за РКО.
- Не нужно подтверждать юр.лицо. Так как это все равно считается площадкой для общения, ВК работает с предпринимателями на доверии.
- Отсутствует надобность загружать сертификаты. Единственный запрет – нельзя торговать запрещенными товарами.
- Расширение функциональности. Раньше была категория «товары», сейчас – «магазин» 2.0. с разными девайсами. В этой категории можно быстро создать свой магазин с индивидуальным стилем.
- Возможность общаться с клиентом лично. Используются простые сообщения в ВК.
- Можно собрать свою базу данных.
Минусы площадки Товары ВКонтакте:
- Малый функционал. Маркетплейсы другого формата более функциональны. В ВК работает базовый функционал.
- Отсутствует трафик клиентов. Зависит всё лишь от продавца и от продвижения.
- Отсутствует склад и доставка. По всем этим вопросам ответственен продавец. Но отметим, что в скором времени в «Магазине» 2.0 можно будет подключить службы Boxberry и СДЭК.
- Отсутствует интеграция с сервисами оплаты. С чеками, кассой и т.д. разбирается сам продавец. Скорее всего в будущем можно будет работать через VK Pay.
- Нужно менять платформу. Все продавцы, которые пользовались категорией «товары» должен переехать на новую платформу, чтобы полностью пользоваться «Магазином» 2.0.
Прежде чем выходить работать на маркетплейс, продавец должен проанализировать все нюансы:
Если вы только начинаете работать онлайн, то начинать лучше с «ВКонтакте».
Работайте через внешние маркеты, настройте процессы для удаленной торговли. Использование крупных маркетплейсов подходит уже работающим интернет-магазинам. Это помогает предпринимателям увеличить свои доходы.